1.3 ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫСШЕЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Приказ Министерства образования

Российской Федерации (Минобразование России)

 

от 11 апреля 2002 г.1356 г. Москва

Зарегистрирован в Минюсте РФ 28 мая 2002 г.

Регистрационный № 3473

 

Об утверждении Положения

о Высшей аттестационной комиссии

Министерства образования Российской Федерации

 

В соответствии с Положением о Мини­стерстве образования Российской Федера­ции, утвержденным постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 258, с изменениями и до­полнениями, утвержденными постановле­ниями Правительства Российской Федера­ции от 12 октября 2000 г. № 774 и от 30 ян­варя 2002 г. № 73 (Собрание законодатель­ства Российской Федерации, 2000, № 14, ст. 1496, № 43, ст. 4239; 2002, № 6, ст. 579), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федера­ции.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования Российской Федерации “Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии Мини­стерства образования Российской Федера­ции” от 3 апреля 2000 г. № 958 (по заключе­нию Минюста России от 24.05.2000 № 3937-ЭР в государственной регистрации не нуждается).

 

Министр

В. ФИЛИППОВ

 

1. Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации (далее именуется Высшая ат­тестационная комиссия) осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных за­конов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Положения о Министерстве образования Российской Федерации, а также настоящего Положения.

2. Главными задачами Высшей атте­стационной комиссии являются:

обеспечение единой государственной политики, осуществление контроля и коор­динации деятельности в области аттеста­ции научных и научно-педагогических кад­ров высшей квалификации:

содействие улучшению качественного состава научных и научно-педагогических кадров, повышению эффективности их подготовки и использования с учетом по­требности общества и государства, пер­спектив развития науки, образования, тех­ники и культуры.

3. Высшая аттестационная комиссия в соответствии с возложенными на нее зада­чами:

разрабатывает в пределах своей ком­петенции порядок формирования и органи­зации работы диссертационных советов, инструкции и формы документов по вопросам присуждения ученых степеней и при­своения ученых званий;

контролирует деятельность диссерта­ционных советов, а также пересматривает сеть диссертационных советов по каждой научной специальности с учетом измене­ний, вносимых в Номенклатуру специаль­ностей научных работников;

разрабатывает порядок оформления и выдачи дипломов доктора наук и кандида­та наук, аттестатов профессора и доцента по специальности государственного образ­ца;

проводит анализ защищенных диссер­таций и в установленном порядке предста­вляет для заинтересованных организаций соответствующую информацию;

определяет перечень ведущих научных журналов и изданий для опубликования ос­новных научных результатов докторских диссертаций;

разрабатывает положение об эксперт­ном совете;

совместно с заинтересованными орга­низациями подготавливает рекомендации по результатам экспертизы научных и тех­нических программ и проектов;

участвует в подготовке проектов меж­дународных договоров по вопросам, отно­сящимся к компетенции комиссии.

4. Высшая аттестационная комиссия имеет право:

принимать решения по апелляциям на решения президиума Высшей аттестаци­онной комиссии;

заслушивать отчеты руководителей диссертационных и ученых (научно-техни­ческих) советов с цепью изучения и обоб­щения опыта их работы;

привлекать высококвалифицированных специалистов для экспертизы диссер­тационных работ и проверки деятельности диссертационных советов;

получать в установленном порядке ежегодную статистическую отчетность от организаций, где функционируют советы по защите диссертаций и ученые (научно-технические) советы, независимо от их ве­домственной подчиненности, и в случае не­обходимости информацию от федераль­ных органов исполнительной власти для разработки и осуществления мероприятий по совершенствованию аттестации науч­ных и научно-педагогических кадров;

созывать а установленном порядке межведомственные совещания для обсуж­дения проблем, связанных с совершенст­вованием государственной системы атте­стации;

осуществлять в пределах своей компе­тенции международное сотрудничество по вопросам аттестации научных и научно-пе­дагогических кадров высшей квалифика­ции;

издавать Бюллетень Высшей аттеста­ционной комиссии Министерства образо­вания Российской Федерации, а также под­готавливать для опубликования другие ма­териалы, связанные с аттестацией науч­ных и научно-педагогических кадров выс­шей квалификации.

5. Высшая аттестационная комиссия совместно с заинтересованными мини­стерствами, ведомствами и организация­ми проводит работу по совершенствова­нию номенклатуры специальностей науч­ных работников.

6. Высшая аттестационная комиссия формируется из числа ведущих специали­стов в области науки, техники, образова­ния и культуры. Состав Высшей аттестаци­онной комиссии утверждается Правительством Российской Федерации по представ­лению Министерства образования Россий­ской Федерации, согласованному с феде­ральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере нау­ки, другими заинтересованными феде­ральными органами исполнительной вла­сти, Российской академией наук, другими организациями и обновляется один раз в три года не менее чем на одну треть.

Заседания Высшей аттестационной ко­миссии созываются не реже двух раз в год и проводятся при наличии не менее поло­вины её состава. Решения Высшей атте­стационной комиссии принимаются боль­шинством не менее двух третей голосов, присутствующих на заседании членов Ко­миссии.

7. К числу основных вопросов, входя­щих в компетенцию членов Высшей атте­стационной комиссии, относятся:

подготовка в соответствии со своей компетенцией рекомендаций президиуму Высшей аттестационной комиссии, связан­ных с присуждением ученых степеней и присвоением ученых званий, по организа­ции сети диссертационных советов и со­вершенствованию аттестации научных и научно-педагогических работников;

контроль за деятельностью диссерта­ционных советов;

рассмотрение в соответствии со своей компетенцией поступающих в Высшую ат­тестационную комиссию апелляций, пред­ложений, заявлений, жалоб и принятие по ним заключений.

8. Для оперативного решения текущих вопросов аттестации Вьющая аттестацион­ная комиссия формирует из числа ее чле­нов президиум. Персональный состав пре­зидиума Высшей аттестационной комис­сии утверждается Министром образования Российской Федерации по представлению председателя Высшей аттестационной ко­миссии. В работе президиума Высшей ат­тестационной комиссии с правом решаю­щего голоса могут принимать участие все члены Высшей аттестационной комиссии.

Решения президиума принимаются от­крытым голосованием большинством не менее двух третей голосов от числа участ­вующих в заседании с правом решающего голоса.

К числу основных вопросов, входящих в компетенцию президиума Высшей атте­стационной комиссии, относятся:

решение вопросов о создании диссер­тационных советов по защите, докторских и кандидатских диссертаций, утверждение их персонального состава и установление перечня научных специальностей, по кото­рым им предоставляется право приема к защите диссертаций;

решение вопросов о прекращении и приостановление деятельности диссерта­ционных советов на основании заключений экспертных советов;

контроль за деятельностью диссерта­ционных советов, заслушивание отчетов руководителей диссертационных советов с целью изучения и обобщения опыта их ра­боты;

присуждение на основании ходатайст­ва соответствующего диссертационного совета ученой степени доктора наук;

принятие решения о выдаче диплома кандидата наук;

присвоение по представлению соот­ветствующего ученого (научно-техниче­ского) совета ученого звания профессора по специальности или доцента по специ­альности;

решение вопросов об отмене решений диссертационных советов о присуждении ученой степени кандидата наук в случае нарушения установленного порядка защи­ты диссертаций;

лишение в соответствии со своей ком­петенцией в установленном порядке уче­ных степеней и ученых званий;

восстановление ученых степеней и ученых званий в соответствии со своей компетенцией в установленном порядке лицам, ранее лишенным этих ученых сте­пеней и ученых званий;

принятие в соответствии со своей ком­петенцией решений о нострификации (приравнивании) документов о присуждении ученых степеней и ученых званий, получен­ных лицами в других государствах, с кото­рыми Российской Федерацией заключены договоры (соглашения) о признании и эк­вивалентности ученых степеней и ученых званий *;

принятие в соответствии со своей ком­петенцией решений о переаттестации рос­сийских граждан, имеющих ученые степе­ни и ученые звания, которые им присужде­ны (присвоены) в государствах, с которыми Российской Федерацией не заключены до­говоры (соглашения) о признании и эквива­лентности ученых степеней и ученых зва­ний;

принятие решений по апелляциям на решения диссертационных советов, свя­занным с присуждением (лишением, вос­становлением) ученых степеней, а также ученых (научно-технических) советов, свя­занных с присвоением ученых званий;

формирование экспертных советов.

Решения президиума Высшей аттеста­ционной комиссии о создании (переутверждении, прекращении или приостановле­нии деятельности) диссертационных сове­тов оформляются приказами Высшей атте­стационной комиссии.

9. Высшую аттестационную комиссию возглавляет председатель, назначаемый и освобождаемый от обязанностей Прави­тельством Российской Федерации. Пред­седатель Высшей аттестационной комис­сии имеет двух заместителей, назначае­мых и освобождаемых от обязанностей Правительством Российской Федерации. Главный ученый секретарь Высшей атте­стационной комиссии назначается и осво­бождается от обязанностей Правительст­вом Российской Федераций.

Председатель Высшей аттестацион­ной комиссии руководит работой Высшей аттестационной комиссии, президиума Вы­сшей аттестационной комиссии и несет от­ветственность за выполнение возложен­ных на Высшую аттестационную комиссию задач.

Председатель Высшей аттестацион­ной комиссии:

организует работу Высшей аттестаци­онной комиссии и президиума Высшей ат­тестационной комиссии, распределяет обязанности между заместителями пред­седателя Высшей аттестационной комис­сии;

подготавливает предложения Высшей аттестационной комиссии и ее президиуму по кандидатурам председателей эксперт­ных советов Высшей аттестационной ко­миссии;

подписывает в пределах своей компе­тенции решения Вьющей аттестационной комиссии, президиума Высшей аттестаци­онной комиссии по вопросам государст­венной аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, дипломы о присуждении ученых степеней и аттестаты о присвоении ученых званий;

представляет Высшую аттестацион­ную комиссию по вопросам взаимоотноше­ний с органами законодательной и испол­нительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в также другими государственными, общественны­ми и международными организациями.

Главный ученый секретарь Высшей ат­тестационной комиссии:

обеспечивает координацию деятельно­сти и взаимодействие президиума, экс­пертных советов Высшей аттестационной комиссии и Департамента государствен­ной аттестации научных и научно-педаго­гических работников Министерства обра­зования Российской Федерации;

подписывает в пределах своей компе­тенции решения Высшей аттестационной комиссии и ее президиума по вопросам го­сударственной аттестации научных и науч­но-педагогических кадров высшей квали­фикации, дипломы о присуждении ученых степеней и аттестаты о присвоении ученых званий.

10. Для контроля за научным уровнем диссертаций, их научной и практической ценностью, работой диссертационных со­ветов, единством требований при аттестации, а также для подготовки рекомендаций Высшей аттестационной комиссии прези­диум Высшей аттестационной комиссии формирует экспертные советы из числа ве­дущих ученых и специалистов в области науки, техники, образования и культуры.

Экспертные советы формируются с учетом рекомендаций высших учебных за­ведений, академических и отраслевых на­учно-исследовательских институтов, туч­ных и научно-производственных объедине­ний, других организаций и утверждаются приказами Министерства образования Российской Федерации сроком на три года с последующим обновлением состава не менее чем на одну треть.

Участие ученых и специалистов в рабо­те системы аттестации научных и научно-педагогических кедров рассматривается и учитывается как важная сторона их обще­ственно-научной деятельности.

11. Организационное и техническое обеспечение деятельности Высшей атте­стационной комиссии осуществляется Де­партаментом государственной аттестации научных и научно-педагогических работни­ков Министерства образования Россий­ской Федерации.

12. Финансирование деятельности Вы­сшей аттестационной комиссии осуществ­ляется бюджетными ассигнованиями, вы­деленными на содержание Министерства образования Российской Федерации.

13. Высшая аттестационная комиссия имеет печать с изображением Государст­венного герба Российской Федерации и со своим наименованием

 

* Постановление Правительства Рос­сийской Федерации от 30 января 2002 г, № 74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых звания и Поло­жения о порядке присуждения ученых степеней» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №6, ст. 580).

 

 

Оглавление
Hosted by uCoz